Развитие без границ
16.07.2021
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
191

Техника чтения во 2 классе – как научиться хорошо читать?

Техника чтения – один из важнейших показателей успешной учебы в начальной школе. Ее проверяют во втором семестре первого класса, так как школьники уже владеют не только пословным чтением, но и умеют уже читать простые предложения. К основным критериям проверки техники чтения относятся скорость и понимание прочитанного, паузы и интонации, выразительность. Однако не все первоклассники могут поделиться высокими результатами, и многим есть над чем работать. Для чего ребенку совершенствовать технику чтения? Существуют ли нормы скорости чтения для учеников начальной школы? Какие методы лучше использовать для улучшения показателей техники чтения во втором классе?

проверка техники чтения у детей

Норма техники чтения во 2 классе

Во втором классе учителя проверяют у школьников технику чтения минимум два раза в год, фиксируя новые итоги. Детям во втором классе необходимо уметь читать слова, словосочетания и целостные предложения, пересказывать краткое содержание текста, соблюдать пунктуационные правила. Нормативы носят ориентировочный характер и отклонения от них не всегда являются проблемой. Важно учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности учеников, в соответствии с которыми определять уровень развития навыка быстрого чтения.

В первом семестре дети могут допускать ошибки при произношении сложных слов. Во втором полугодии от школьников требуется не только правильное прочтение слов и предложений, но и умение расставлять логические ударения, паузы и речевые акценты. Нормой является чтение 50 слов в минуту в первом семестре и до 70 слов во втором. К концу второго класса дети умеют не только бегло читать небольшие рассказы, но и качественно воспроизводить содержание, давать характеристики основным персонажам.
Проверка техники чтения во втором классе

При проверке техники чтения перед учителями часто становится проблема выбора текста. Методисты рекомендуют ориентироваться на общий уровень подготовки класса и каждого ученика. В специальных сборниках предлагаются тексты как для контрольной, так и для предварительной проверки навыка, а также прилагаются вопросы по содержанию.

тексты для контроля техники чтения

Учителя подбирают тексты для проверки скорости чтения согласно школьной программе. Это зависит от пройденных тем, изученных ранее произведений, их сложности. Предложения в тексте должны быть понятными и состоять из известных ученикам слов. Предпочтительно выбирать тексты без прямой речи, описаний, длинных диалогов и многочисленных иллюстраций. 

Как научить ребенка понимать прочитанное

Технический и смысловой показатели являются ключевыми в овладении ребенком навыка скоростного чтения. Часто проверка техники чтения становится серьезным испытанием для учеников начальной школы – дети стараются без ошибок прочитать текст, не вникая в его суть. Учителям необходимо правильно поставить задачу перед учениками и сделать этот процесс более лояльным.

Чтобы дети успешно развивали навык осознанного чтения, учителям и родителям нужно с ними обсуждать прочитанное, раскрывать тему и идею текста. Значения некоторых слов могут быть непонятны детям, поэтому взрослым следует обратить на это особое внимание. Для трактования отдельных слов нужно применять толковый словарь – это также способствует расширению лексического запаса учеников.

Также будет полезным ведение читательского дневника, где дети могут самостоятельно рисовать иллюстрации, описывать главных и второстепенных персонажей, излагать краткое содержание. Это не только улучшает навык чтения, но и развивает ассоциативную память, фантазию и воображение.

курс обучения чтению для детей

Методика обучения чтению детей

Квалифицированные специалисты разработали огромное количество методик и практических рекомендаций по развитию навыка скоростного чтения у детей. Но без личного стремления учеников эти методики не будут достаточно эффективны. Поэтому задача родителей и учителей заключается в том, чтобы донести до школьников важность быстрого чтения для освоения школьной программы.
В рамках школьной программы обучение должно проходить в игровой форме, так как именно игра является ведущей формой деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тогда им будет интересно получать новые знания и совершенствовать умения. 

Одними из самых продуктивных методик обучения чтению являются авторские программы от академии развития детского интеллекта SMARTUM – Читарика и Букварика. В процессе обучения у детей развивается логическое мышление, слуховая и зрительная память, устная речь. Концепция представлена современной игровой платформой, учебными пособиями и рекомендована детям от пяти лет. Методики дают возможность детям не только улучшить свои навыки до пределов нормы, но и превзойти свои возможности.

Техника чтения является одним из главных показателей успеваемости ребенка в начальной школе. Она определяется скоростью и способом чтения, пониманием содержания, правильностью и выразительностью. Навык быстрого чтения необходим не только в рамках учебной программы, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Существует множество методик, направленных на развитие осознанного чтения. Одними из самых эффективных являются Букварика и Читарика от академии развития интеллекта SMARTUM.